• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Основные события 2016 года

«Четвертый антимонопольный пакет», изменения в законы о торговле, о гособоронзаказе, новая тарифная политика, международное сотрудничество – эти и другие вопросы обсудили в рамках первой сессии конференции Антимонопольное регулирование в России

В своем выступлении заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал о первых итогах применения нового антимонопольного законодательства: "Четвёртый антимонопольный пакет" позволил сократить количество дел. Многие споры перешли в область административного производства с внедрением статьи 9.21 в Кодекс об административных правонарушениях". 

«Также была определена правовая форма Президиума ФАС России, - напомнил замглавы антимонопольной службы. - Теперь коллегиальный орган рассматривает решения территориальных антимонопольных управлений. Это позволяет выработать единую практику правоприменения и снизить нагрузку на суды».

Другим важным событием этого года, по мнению Сергея Пузыревского, стал обзор судебной практики Верховного Суда РФ по применению Закона о защите конкуренции. «Основные концептуальные аспекты сохранились, и Верховный Суд РФ их не изменил. Это является положительным моментом для ФАС России», - отметил он.

Возвращаясь к законодательной теме, замруководителя ФАС обозначил основные цели на 2016-2017 гг., в которые вошли работа над законопроектом по реформе унитарных предприятий, продолжение по внедрению антимонопольного комплаенса, а также над дифференциацией антиконкурентных соглашений. 

Заместитель руководителя Андрей Кашеваров рассказал, что основной причиной изменения в Закон о торговле стала система ретробонусов, из-за которых поставщики не могут планировать свои продажи. 

«На данный момент ФАС России подводит промежуточные итоги правоприменения новой редакции», - сообщил Андрей Кашеваров.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин выделил основные итоги тарифного  регулирования. В первую очередь, он подчеркнул, что установление тарифов производится в установленные сроки и по всем правилам. «Повышению эффективности тарифного регулирования способствовало совмещение функций по контролю недискриминационного доступа к услугам естественным монополий. Практика рассмотрения антимонопольных дел в отношении субъектов естественных монополий и контроль их закупок позволяет нам принимать взвешенные и обоснованные решения», - отметил он.

Принятию решений по вопросам тарифного регулирования обязательно предшествует процедура проведения анализа товарного рынка. «Именно анализ рынка должен являться основанием для дальнейшего регулирования: если на рынке есть конкуренция – это повод для дерегулирования тарифов, гибкое регулирование при недостаточной конкуренции и установление тарифов регулятором при отсутствии конкуренции. В текущей ситуации базовым принципом остается «инфляция минус». Мы намерены перейти на долгосрочные тарифы сроком на 5, 7 и более лет. Кроме этого готовятся пилотные проекты по дерегулированию тарифов», - заявил Анатолий Голомолзин.

«Новые подходы к тарифной политике мы планируем закрепить институционально. Базовые принципы тарифного регулирования будут закреплены в рамках закона о защите конкуренции. При этом детальная регламентация процессуальных аспектов тарифного регулирования будет закреплена в законе о тарифном регулировании. Предполагается унификация и единообразие подходов тарифного регулирования в разных сферах, обеспечение прав и интересов регулируемых организаций и потребителей их услуг, раскрытие стандартов информации регулируемыми организациями и регуляторами», - подчеркнул он.

Заместитель руководителя антимонопольной службы Максим Овчинников отметил, что «на 95% проблемы тарифной отрасли присущи ГОЗ». «Главная отраслевая проблема - применение затратного метода, который убивает стимулы инвестировать в производство и снижать затраты. Мы предлагаем использовать индексный метод, установить 5-летний горизонт планирования и 2-летний мораторий на повышение цен. Все это повысит прозрачность деятельности хозсубъектов в сфере ГОЗ, создаст стимулы к снижению затрат и повысит инвестиционную привлекательность отрасли», - отмечает Максим Овчинников.

Продолжая тему государственного оборонного заказа, заместитель руководителя антимонопольной службы Даниил Фесюк, рассказал, что в прошлом году закон о гособоронзаказе (275-ФЗ) был практически переписан. Так, например, он ввёл новые отношения хозубъектов с банками. «Конечно, правоприменение показало необходимость введения поправок в закон, которые уже внесены в Госдуму. Также в закон внесена прямая обязанность по заключению контракта и усилена ответственность за уклонение в КоАП. Кроме того, Президентом РФ поставлена задача по контролю за целевым использованием средств, она также будет выполняться посредством антимонопольного контроля в ГОЗ», - отметил замглавы ФАС России.

В завершение первой сессии выступил замруководителя службы ФАС Андрей Цыганов. Говоря о контроле иностранных инвестиций, он отметил, что 57 закон, регулирующий эту сферу, мало известен широкой публике, и существует много предрассудков о сложности и даже невозможности осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации из-за административных барьеров. Однако цифры говорят обратное: за 8 лет применения этого закона в ФАС России поступило около  400 ходатайств от иностранных инвесторов, более 200 из них были направлены в Правительственную комиссию по иностранным инвестициям, которая лишь в 12 случаях приняла решение об отказе по объективным причинам. Еще один интересный факт – только этой осенью состоялось 2 заседания Правительственной комиссии в рамках которых были одобрены сделки на сумму около 4,5 млрд $ инвестиций в Россию. «Внутренние механизмы прохождения сделок с участием иностранных инвестиций через ФАС России работают как часы»,- заявил Андрей Цыганов.

Далее он привел практику международного взаимодействия антимонопольных органов. «Только за 2016 год заключено 9 международных соглашений и меморандумов о взаимопонимании с различными странами мира, в том числе со странами БРИКС, для развития антимонопольного регулирования. Многие нарушения носят трансграничный характер и должны расследоваться на международном уровне. Все те международные Рабочие группы, в которых мы участвуем, призваны выявить общие проблемы в антимонопольном регулировании, чтобы общими силами с ними бороться», - подчеркнул Андрей Цыганов.

 

Пресс-служба ФАС России